III . Бокал из раковины наутилус с резьбой и гравировкой (немецкой работы XVII в.) (Императорский Эрмитаж) |
Наутилус помпилиус достигает очень больших размеров. Раковина его белая матовая с жёлто-красными поперечными чертами. После шлифовки или травления кислотою выступает очень хороший белый перламутр, своим матовым блеском напоминающий шёлк. Слой его очень глубок. В прежнее время, как в Китае, так и на Западе, обрабатывали и этот слой раковины, и внешнюю её оболочку, причём орнамент и фигуры, работанные из последней, выступали на перламутровом фоне (табл. III). В средние века такие изделия ценились высоко. Наутилус помпилиус обильно распространён по всему Индийскому океану и тоже употребляется в пищу.
IV . Бокал из раковины наутилус (немецкой работы XVII в.) (Императорский Эрмитаж) |
За недостатком места умалчиваем ещё о ряд раковин, менее важных, но всё же дающих перламутр или материал для камей.Обработка перламутра нелегка и требует работы резчика, шлифовщика, полировщика, формовщика и гравёра. В наше время это различные работники, специализировавшиеся по своей части; прежде всё делал один. Сначала раковины распиливаются, а затем резцом отделяются наружные слои. Затем чистые куски перламутра разрезаются, обтачиваются и формуются на станке и, наконец, полируются трепелом1. Уже давно применяются всевозможные травления и окрашивания перламутра; так, посредством раствора хлористого серебра в нашатыре можно достигнуть чёрного цвета.
V . Бокал из раковины породы турбо олеариус (немецкой работы XVII в.) (Императорский Эрмитаж) |
Как сказано, применение перламутра в искусстве очень старо и начало его теряется в глубине веков. Китай, всегда более всех ценивший белый перламутр, употреблял его с незапамятных времён. Так как жемчуг очень высоко ценился во время классической древности, то грекам и римлянам, очевидно, был знаком и перламутр, но о применении его тогда мы почти ничего не знаем.2 Светоний рассказывает, что стены дворца Нерона и скипетры его украшены были перламутром (unionum conchae). Но от этих времён до нас почти ничего не дошло. Лишь в Лувре имеется статуэтка андрокефалического быка из синевато-чёрного стеатита, со вставленными кусочками перламутра, которым халдеи пользовались для инкрустаций столь же часто, как и слоновой костью.3
Индия и за нею весь мусульманский Восток всегда очень широко и охотно пользовались перламутром, оттуда попавшим на Запад, где уже в средние века с ним вполне освоились. Мы часто его встречаем в старых английских, французских, италианских и немецких инвентарях. Король французский Карл V владел в 1380 г. множеством вещей из "coquilles de perles"4, как тогда ещё назывался перламутр (название "nacre", прошедшее во Францию чрез Испанию, установилось лишь в последние годы XIV в.). Анне Бретанской в 1498 г. принадлежал табернакл с резным из перламутра Распятием. После Франциска I, имевшего в 1538 г. драгоценный "coffre de nacre", привоз мебели, выложенной перламутром или со вставками его, особенно распространяется во Франции, Англии и Нидерландах. Вещи эти шли из Индии, чрез Португалию. Заметим при этом, что до XVII в. применение перламутра ограничивается почти только инкрустациею; фигурные и резные изделия, как упомянутое Распятие, являются исключением, а подобные инкрустации доныне очень распространены на Востоке. Недавно, в 1904 г., стала известною любопытная вещь XVI в., вероятно, сработанная в Вифлееме и патриархом подаренная кому-либо из западных монархов. Это дивная модель церкви Гроба Господня в Иерусалиме, наборная из оливкового дерева и чёрного, из серебра, слоновой кости и перламутра.5 Наши описи XV и XVI вв. тоже знают такие работы и обозначают их "выложено раковинами" или "ложа набивана раковинами". Целый ряд прекрасных кубков из раковин, оправленных в серебро, с давних пор хранится в Москве, в Оружейной Палате. В Патриаршей ризнице имеется замечательный алавастр, покрытый перламутровой чешуёй, вероятно восточного происхождения. Предание относит его слишком далеко в глубь времён, но исторически известно, что он доставлен в Москву из Киева уже по перенесении туда кафедры всероссийского митрополита.
Жемчугу и перламутру, как и добываемой из того и другого "жемчужной эссенции", уже в древности, а затем и в средние века, приписывалась целительная и укрепительная сила, почему эта жидкость и употреблялась, как средство против всяких болезней. Состояла она, главным образом, из уксуса, который растворяет известковую основу жемчуга и перламутра. Жемчуг, растёртый в порошок, можно было всегда иметь в любой средневековой аптеке и позже вплоть до XVIII в. Самое знаменитое жемчуговое средство изобрели в конце XVII в. Попп и Агрикола; оно, якобы, удивительно укрепляло сердце и давалось при обмороках и бессилии. Сам Агрикола о нём говорит: "И жемчуг дан Богом человеку на пользу, а не для обвешивания им шеи и хвастовства". Из перламутровой пыли готовились также белила. Излюбленность бокалов из наутилуса может объясняться, независимо от приятности формы и привлекательности экзотики, отчасти и суеверием; так как жемчуг и перламутр укрепляют силы и сердце, то уже самое питьё из такой чаши казалось несомненно полезным. В Европе XVII век был решительным в смысле излюбленности перламутра. Это объясняется модною болезнью того времени – собирательством раковин, что появилась в Голландии и, подобно тюльпаномании, заразила другие страны в степени, которая нам удивительна. Эта "лихорадка раковин" длилась дольше, чем "лихорадка тюльпанов", а именно, ещё долго и в XVIII в., чему мы находим множество свидетельств во всех царских и частных кунсткамерах обоих столетий. После Голландии, где за некоторые редкие экземпляры платились совершенно баснословные цены, первыми идут собрания французские. Голландские торговые суда доставляли из далёких стран громадные сокровища раковин, а новые открытия мореходцев постоянно обогащали эту область привозом сортов ещё невиданных очертаний. Герцог Гастон Орлеанский, знаменитый своим собирательством во всех областях, составил особенно хорошее собрание раковин, которое завещал Людовику XIV.
К концу XVII в. раковины и другие морские редкости (как белые и красные кораллы и пр.) составляли уже заметный предмет торговли. Все антиквары, все торговцы предметами искусства и редкостями распространяли этот товар, прельщали им и рассылали его в страны, далёкие от моря. Во Франции в 1690 г. самое большое подобное собрание было у некоего Quesnel, который считался и лучшим знатоком. Роль эта в начале XVIII в. перешла к знаменитому E. F. Gersaint, продавшему своё собрание в 1749 г. за 17 000 ливров. В то же время были отличные собрания у герцогов Сюлли и Таллар, а в 1761 г. собрание Hameau, бывшего чиновником в С. Доминго, заняло 760 ящиков.6 В России раковины имелись в кунсткамере Петра Великого и в некоторых частных собраниях, например, у Строгановых.
1 — Трепел – серовато-зелёный, матовый, шероховатый, легко растираемый минерал. Он содержит 90% кремневой кислоты, немного глины и железной окиси; название получил от города Триполиса в Сирии. Прежде он попадал на рынок лишь из Леванта; ныне его находят и в Богемии, Саксонии, Тироле и Баварии. Издавна он служит для полировки стёкол, металлов и драгоценных камней.
2 — Hugo Blumer. Gewerbe und Künste bei Griechen und Römen.
3 — Léon Heyzey. Autre taureau chaldéen androcéphale // Monuments et mémoires publiés par l'Académie des inscriptions et belles-lettres. – Paris, 1900. – T. 7.
4 — Havard. Dictionnaire de l'ameublement.
5 — Münchener Theologische Wochenschrift. – 1904. – № 7.
6 — Havard. Там же.