Содержание раздела

Ювелирные материалы

Ювелирные материалы >> Янтарь >> Часть 1

Янтарь и его применение в искусстве

А. Е. Фелькерзам

(Старые годы: Еженедельник для любителей искусства и старины. – СПб., 1912. – Ноябрь. – C. 3—15).

Янтарь? Неужели можно действительно говорить о применении его в искусстве? Невольно этот вопрос встаёт у каждого нашего современника, потому что самое понятие об янтаре слишком связано с воспоминаниями о бусах краснощёкой, дородной мамки, о дедовской трубке и о мундштуках щепетильных курильщиков. А всё-таки было время – или, вернее, во все времена, кроме нашего, этот материал встречал заслуженную оценку; пользовались его светящимися тонами, чтобы делать из него прелестные вещи и, часто в сочетании с другими материалами, создавать художественные предметы. Правда, хрупкость янтаря и некоторая непрочность его очень ограничивали область его применения в искусстве; с другой стороны, разноцветность его – от винно-красного до молочно-белого, – прозрачность, лёгкая полируемость, сравнительная твёрдость и строение, допускающее резьбу, точение, пиление, гравировку, казалось бы, предназначают янтарь для самого разностороннего использования. В доброе, старое время, когда художники-ремесленники исполняли изделия своих рук старательно и любовно, без излишней спешки и суеты, они находили возможность из него делать художественные вещи, несмотря на то, что он — наименее прочный и крепкий из подобных материалов. Нельзя отрицать прелесть хорошего куска янтаря для нашего глаза и осязания. Прикосновение к нему очень приятно и, несомненно, является одною из главных причин того, что он нам нравится. По виду он напоминает драгоценные камни — жёлтый топаз, гиацинт и другие, — и в то же время — мёд и смолу, а по ассоциации мыслей — запах леса и солнце, и в сильной степени способен внушать представление о природе, о благородной и простой её прелести. В былое время к этому присоединялось сознание некоторой редкости янтаря и отдалённости мест его нахождения. Как всё заморское, редкое, невиданное, янтарь был окружён тем ореолом таинственности, что легко возбуждает фантазию, создаёт суеверия и легенды, которые всё ещё не отжили своё время.

Янтарь — минерал из разряда смол. Цвет его восковой, медовый, жёлто-белый и доходит до бурого и тёмно-коричневого; только сицилианский бывает изумрудным, синеватым и фиолетовым. Прозрачность его тоже очень различна; есть куски совершенно опаковые, но встречаются совершенно ясные и чистые, как вода.

Находят его в кусках, часто имеющих очертания как бы вытекшей жидкости — как смола на деревьях, а иногда форму тупоугольную, круглую, шишковатую, сплющенную. При трении янтарь распространяет особенный запах и развивает электричество, выражая это свойство притяжением маленьких кусков бумаги, соломы и т. п., а при нагревании в масле делается мягким и гибким. Он горит сильно коптящим пламенем, а положенный на тлеющие уголья испускает одуряющие пары, но плавится только при температуре в 287 градусов.

Уже Аристотель считал янтарь за массу, выделенную деревьями, но лишь в 1795 г. немецкий учёный Бок доказал, что это древесная смола. Дальнейший шаг сделал Струве в 1811 г., выведя его происхождение от хвойных деревьев, и, наконец, Конвентц объяснил, что янтарь прусскаго "Sammland’а" произошёл от сосны Pinus succinifera, части которой часто бывают заключены в нём. Лес, породивший этот янтарь, стоял на почве, образовавшейся в меловом периоде и ныне находящейся отчасти под водою Балтийского моря. Животный и растительный миры этого леса походили, — как доказывают остатки, заключённые в янтаре, — на нынешние в Японии и южной части Северной Америки. Эти остатки очень подробно исследованы и установлено, что среди них встречается более 230 родов насекомых — мух, жуков, муравьёв и т. д.; из 75 ныне существующих видов одних жуков в янтаре находимо 49.

Много тысячелетий отлагалась смола в этом лесу, оставалась в нём и затем стала окаменевать, когда прекратился доступ воздуха; деревья же погибли и разложились. Главные местонахождения янтаря – побережье Балтийского моря, прусский берег от Штральзунда до Мемеля, затем западный берег Дании и Шлезвиг-Гольштинии и берега Северного Ледовитого океана. От времени до времени встречался янтарь в Сибири, Камчатке, Финляндии, Португалии, Испании, Франции, Голландии, даже в Румынии и Галиции. Особенно красивый янтарь, яркой огненной окраски, находят в Сицилии, на Северном берегу Африки, и в Австрии (в Далмации, Зибенбюргене, Тироле, Моравии Богемии также в Венгрии). Кроме того, его добывают в Силезии и Польше, на морском берегу Курляндии и Лифляндии, вдали от моря, в Гановере, Мекленбурге, Саксонии, Бранденбурге, наконец, в Англии, Швеции и Австралии. Всё же, самый лучший янтарь выбрасывается Балтийским морем на прусских берегах. Песчаные берега восточной Пруссии, высотою в 40—65 футов являют три разных яруса, содержащих янтарь, но только в нижнем глауконитовом слое он встречается в большом количестве, залегая в песчано-глинистом прослое, носящем название голубой земли. Здесь его находят наряду с другими остатками давно прошедших времён – костями ящеров и акул, остатками деревьев, ракушек, морских крабов. Северо-западные штормы отрывают янтарь с морского дна и выбрасывают его, обыкновенно вместе с морской травой и водорослями, на берег. Часто количество добываемого таким путём янтаря очень велико: в 1862 г., после одной только бурной осенней ночи, в окрестностях Пальмникена в Самландии найдено 125 пудов янтаря.

По богатству смолой, вид сосен, выделявших янтарь можете сравниться с нынешней Dammara australis в Новой Зеландии. Стволы этих деревьев так покрыты потоками смолы, что она свисает с них подобно ледяным сосулькам. Среди пород янтаря находятся также янтаровидные ископаемые смолы, как, например, румынский симентит, и некоторые другие.

Реклама