Содержание раздела

Ювелирные материалы

Ювелирные материалы >> Платина >> Ювелиры и платина

Платина грядет

Причины задержки

Рассматривая "странную" судьбу платины, мы спонтанно задаем себе вопрос о причине такого позднего открытия ювелиров, прежде всего в свете исключительного успеха драгоценного металла в двадцатом веке.

Как всегда, ответов могло бы быть много, но тот, который кажется наиболее вероятным имеет вкус настоящего парадокса – благодаря своим потрясающим характеристикам, выявленным в изобилии учеными восемнадцатого и девятнадцатого века, платина больше ассоциировалась с наукой, а не с искусством, больше с прогрессивной технологией, а не с красотой.

Сделаем несколько шагов назад. Благодаря очень высокой температуре плавления с начала восемнадцатого века платина использовалась для изготовления запалов для пушек.

Конкистадоры не церемонясь использовали ее вместо свинца для дроби. Из платины делались некоторые сложные инструменты для измерения температуры, а также проводники тока в первых лампах накаливания. Не будем упоминать образцовый метр и килограмм, изготовленные рациональными французы сразу же после Революции, и хранившиеся в Палате Мер и Весов в Севре; по очевидным причинам такие образцы должны иметь полную термостойкость, отсутствие деформации и коррозии со стороны любого химического реагента. Выбор не мог не пасть на платину и, по странной иронии судьбы, французское республиканское правительство должно было поручить изготовление эталона уже упомянавшемуся Марку Этьену Жане, единственному ювелиру, который был в состоянии обрабатывать чудесный металл после упражнений по изготовлению пышных украшений при дворе Луиджи XVI. При таких предшедственниках неудивительно, что понадобилась интуиция и артистическая гениальность Луи Картье для того, чтобы платина вышла из научных лабораторий, чтобы платина получила престижную роль принца драгоценных металлов.

Платина в ювелирной отрасли

Оставаясь незаменимым элементом многих научных и технологических задач, именно в ювелирной отрасли платина нашла свою большую удачу. Благородный белый металл дйствительно стал главным действующим лицом самых выдающихся ювелирных украшений нашего века, торжествуя в ослепляющих произведениях Арт Деко, которые окончательно превратили его в самый элегантный и благородный металл, безукоризненно подчеркивающий блеск и натуральный цвет драгоценных камней, в первую очередь бриллиантов.

Часовщики так же искусно использовали возможности платины как самой, так и в сочетании с драгоценными камнями; мы можем найти много замечательных примеров в исторических коллекциях самых знаменитых часовых домов. Еще до Арт Деко большой спрос делал платину все более дорогим и редким металлом, этот спрос не мог быть удовлетворен по причине начавшейся Первой Мировой Войны, вследствии которой платина была объявлена воюющими сторонами стратегическим металлом. Это привело, благодаря работе гениального ювелира из Пфорцхейма, к созданию нового сплава исключительно похожего на платину, имевшему большой успех – белому золоту. При нормальными колебаниями вызванными изменениями моды, наличии сырья на рынке и нормальных законов, платина начала играть все большую роль в ювелирной отрасли нашего века, все же оставаясь материалом предназначенным исключительно для создания работ высокого уровня. Это демонстрируют драгоценные эпохальные модели , которые присутствуют в данной статье, к которым мы хотели бы присоединитиь два современных экземпляра, чрезвычайно далеких от первоначальной линии, но именно поэтому имеющими сильнейший смысл – сверхсложный Grande Sonnerie Геральда Джента и "хулительный" Swatch из платины, изготовленный в 1993 г. по случаю десятилетия марки.

Приведем некоторые цифры, предоставленные Барри Е. Дависононом из Англо-Американской Платиновой Корпорации во время конференции последней выставки Orogemma: в последние пять лет мировой спрос на ювелирные изделия из платины вырос на 78%, в часовой промышленности в 1994 г. цифра достигла 14 000 шт. по сравнению с 2000 в 1988 (половина относится к "фантастическому" 1993 г., когда с 13000 шт. Swatch из платины количество дошло до 22680 экземпляров), необходимо отметить, что 38% платины в настоящее время потребляется ювелирной промышленностью (величина немного меньшая чем потребление платины для катализаторов, составляющее 41% и являющееся основной областью применения металла).

В этой области Италия занимает первое место – на европейском уровне она является первым импортером платиновых часов, на мировом впереди идет только Япония и Гонг-Конг. В ювелирной области Италия является крупнейшим производителем – 47% ювелирных изделий из плаины проданных в США были изготовлены в Италии.

Реклама