Содержание раздела

Ювелирные материалы

Ювелирные материалы >> Янтарь >> Часть 4

Янтарь и его применение в искусстве

Янтарная кружка, немецкой работы первой половины XVII века. (Императорский Эрмитаж)

Кружка на следующей таблице — Данцигской работы первой половины XVI в. Она сработана из нескольких кусков тёмного янтаря со вставками из белого непрозрачного янтаря. Исполненные на ней рельефные портреты изображают германских царствующих князей. К сожалению, не достаёт крышки, по украшениям которой, вероятно, можно было бы узнать, кому предназначалась кружка.
Ручка серебряная, вызолоченная.

Особый интерес представляет овальная золотая табакерка, с значительно выступающими наружу плоскими краями, служащими оправой для выпуклых частей из янтаря на дне и покрышке табакерки. Затвор усыпан бриллиантами. Крышка и дно украшены рельефным орнаментом, в завитки которого вставлены трофеи и изображения животных. Характерным признаком принадлежности табакерки к известной эпохе является её крышка. Середина её – гладкая, круглая поверхность, окружённая венком. Поверхность эта, будучи намочена, становится прозрачной, и тогда под нею замечается, на золотом фоне, чрезвычайно тонкая,

Янтарная табакерка, в золотой оправе с бриллиантами. Немецкая работа первой половины XVIII в. (Императорский Эрмитаж)
ажурная резьба из слоновой кости, изображающая мифологическую сцену: Диана и две нимфы в колодце обрызгивают водой стоящего у колодца Актеона с оленьими рогами на голове, преследуемого охотничьими собаками. На противоположной стенке табакерки подобный первому медальон; на нём изображён, превращённый в оленя, Актеон, растерзанный своими собственными собаками. Это типичный пример для целого ряда произведений из янтаря, где, под полупрозрачной поверхностью его, скрываются более или менее рискованные, а иногда даже довольно неприличные сцены. Табакерка относится к первой половине XVII в.; резьба и оправа, по всей вероятности, исполнены дрезденскими мастерами Крюгер.

На восьмой таблице изображено несколько небольших предметов: справа флакон в серебряной филиграновой оправе, украшенной гранатами. Флакон этот, вероятно, богемской работы XVII в. и предназначался для Востока. На середине таблицы овальная коробочка со съёмной крышкой, в виде раковины, в украшенной эмалью золотой оправе, тонкой резной работы. Чрезвычайно красив жёлтый тон коробочки; весьма возможно, что оправа сработана одним из знаменитых парижских ювелиров. Высота коробочки 7 сант.

Янтарная солонка, янтарная коробочка, янтарный флакон

Янтарная солонка, немецкой работы XVII века. Янтарная коробочка в золотой с эмалью оправе, французской работы XVIII в. Янтарный флакон в оправе из филиграна, украшенной гранатами. XVII в. (Императорский Эрмитаж)

Что касается происхождения её, то мы только знаем, что, по приказанию императрицы, она в 1787 году была послана из Киева в Петербург. Это обстоятельство позволяет предположить, что коробочка находилась в числе небольших подарков, поднесённых Екатерине II, когда она остановилась в Киеве, во время своего знаменитого путешествия на Юг. В Киеве, в то время, жило много богатых и знатных поляков; там также находились племянники короля Станислава Августа, явившиеся туда на поклон (Храповицкий, 7 и 11 марта, 1787 года). На левой стороне таблицы мы видим солонку из янтаря, немецкой работы XVII века.

Изображённые на следующей таблице четыре предмета, — также немецкой работы того же времени.

Маленький флакон в золотой оправе. Небольшая статуэтка отдыхающего
Янтарный флакон XVIII в., янтарный медальон, янтарная фигурка Меркурия
Янтарный флакон XVIII в.; янтарный медальон с изображением польского короля Яна Собесского, янтарная фигурка Меркурия, немецкой работы XVII в. и янтарный ларчик немецкой работы XVII в. (Императорский Эрмитаж)
Меркурия не лишена художественных достоинств; на медальоне с портретом польского короля Яна Собесского, непонятно, почему, имеется гравированная надпись: "Stanislaus rex Poloniae"; она, наверно, исполнена в позднейшее время, так как ни Станислав Август, ни Станислав Понятовский не носили усов и волос, обстриженных по-польски, не говоря уж о том, что в чертах лица нет никакого сходства с одним из Станиславов; это лицо Собесского. Четвёртый предмет на этой таблице — ларчик из разноцветных янтарных пластинок; некоторые из них с внутренней стороны украшены пейзажами и орнаментами, гравированными intaglio; просвечивая, они производят впечатление рельефов.

Два янтарных игольника, коробочка и табакерка в золотой с эмалью оправе, немецкой работы конца XVII века; янтарный костыль, немецкой работы первой половины XVIII в.(Императорский Эрмитаж)

Замечательны, по тонкости работы, оправы четырёх других предметов, изображённых над набалдашником на десятой таблице, а именно, двух игольниц, плоской коробочки и совсем плоской табакерки. Чрезвычайно изящные ажурные украшения резной работы, с разноцветной эмалью, по всей вероятности, исполнены одним из лучших ювелиров Дрездена или Аугсбурга, в конце XVII века. К сожалению, янтарь трёх более крупных предметов потерял свой блеск, сделался тусклым и потемнел, между тем, как на игольнице, в виде колчана, он сохранил свой первоначальный тон. Набалдашник с собачьей головой, резанный из одного куска, не очень прозрачного янтаря, относится к середине XVIII в. и, более или менее, напоминает образцы из Мейсенского фарфора.

После того, как в художественной промышленности XIX в. янтарь, почти совсем, вышел из употребления и обрабатывался лишь изредка, и то в самой простой форме для бус, трубочных и сигарных мундштуков и т. п., он в самое последнее время опять вошёл в моду; один из немецких художников с большим умением применяет его в соединении с полудрагоценными камнями, слоновой костью, чёрным деревом, эмалью, золотом и серебром для изготовления различных небольших вещей. Ювелир Эрих Штумпф в Данциге совсем специализировался на обработке янтаря и исполнил ряд красивых предметов; некоторые из них приобретены Государыней Императрицей Александрой Феодоровной.

Полезное