Гальванопластика – начало приключений
Д уччо Р оджини
В начале года, пользуясь случаем проведения выставки в Виченце, Уво Спина представил свои первые ювелирные изделия изготовленные способом гальванопластики, встретив при этом большой интерес. Мы взяли интервью у ювелира из Ареццо.
Корр.:
– Господин Спина, почему гальванопластика?
Спина : – По многим причинам, но прежде всего потому, что эта технология позволяет создавать новые изделия с особенным отношением вес–объем, которые в состоянии стимулировать интерес рынка. Одно небо знает, нужны ли такие стимулы рынку.
Корр.: – Гальванопластика требует значительных инвестиций в оборудование и в специализированный персонал.
Вы думаете, что результат сможет компенсировать затраты? Уточним – какое оборудование Вы выбрали для Вашего предприятия?
Спина : – Оборудование мы сделали сами, разработали его непосредственно на нашем предприятии, уже это было положительным фактом.
Что касается остального, намного дешевле хранить металлические матрицы – при этом затраты почти отсутствуют – чем заполнять сейфы золотом в моменты стагнации рынка. При производстве требуется гораздо меньшее количество металла чем обычно потому, что желая получить определенное количество изделий и зная единичный вес, в оборудование помещается количество золотых солей эквивалентное требуемому общему весу. Преимущество возможности использования общего веса эквивалентного весу изготавливаемой продукции, очевидно.
Корр.:
– Можете ли Вы вкратце описать производственный процесс.
Спина
: – После изготовления модели, для ее репродукции во многих экземплярах необходимо изготовить резиновый отпечаток подобный тем, которые используются в методе точного литья по выплавляемым восковым моделям, пригодный для изготовления матрицы из металла с низкой температурой плавления. После получения матрицы в работу вступает ювелир – снятие заусенец, шлифовка, полировка. Необходимо приложить все традиционное мастерство. Конечно, металл стоит не дорого, это так, однако с ним необходимо обращаться так же как и с золотом, за исключением полировки. Ювелир же будет необходим для изготовления модели по всем правилам искусства. Затем, изготовив количество матриц равное количеству изделий, достаточно установить их на специальной раме и запустить цикл гальванопластики, который состоит из нескольких операций.
Корр.:
– Может быть Вы уточните какой сплав лучше использовать – двойной или тройной?
Спина
: – Наш сплав тройной – золото, медь и небольшое количество кадмия. Что касается фаз изготовления, то оно начинается с меднения матриц, которые имеют совершенно гладкую поверхность. На матрицы в течении нескольких часов наносится золото в зависимости от требуемой толщины, блеск при этом не теряется. Цикл полностью управляется компьютером и выполняется в полностью автоматическом режиме, делая излишним любое ручное вмешательство. Кроме прочих функций компьютер запоминает собственные действия для последующего контроля. После завершения цикла – нанесения золота, производится дополнительное меднение защищающее поверхность. Затем изделия снимаются с рамы, и из соответствующих отверстий выплавляется металл с низкой температурой плавления. Меднение изолирует и предохраняет внутреннюю и внешнюю поверхность золота, и в дальнейшем удаляется при помощи раствора азотной кислоты.
Последующее помещение в печь при соответствующей температуре придает металлу как повышенную твердость, так и пластичность, делая его более прочным, чем полосы изготовленные при помощи традиционного литья и вальцевания. Затем изделие монтируется, для повышения блеска выполняется легкая ручная полировка, и, при необходимости придается определенный цвет, то есть производится золочение – ювелирное изделие готово и может быть одето.
Корр.:
– Вы говорите об этом с определенными эмоциями – это энтузиазм неофита?
Спина
: – Может быть. Действительно, когда я держу в руках красивое изделие, произведенное при помощи гальванопластики, которое три или четыре дня назад я видел только в собственной фантазии, я начинаю спрашивать себя – не сон ли это, волшебство или алхимия? Но в руках у меня конкретный предмет, продукция, которая может пойти на рынке, плод совершенно конкретной технологии. В этом процессе есть химия, есть оборудование, есть ноу–хау, есть реальность производства. То есть добро пожаловать дизайнеры, моделисты и предприниматели, полные фантазии и пыла, в состоянии предложить что–то не связанное традиционными ограничениями веса и формы.
Корр.:
– Вы считаете, что гальванопластика заменит традиционные производственные процессы?
Спина
: – Думаю, совершенно нет. Гальванопластика не претендует на уход на пенсию традиционных методов и только хочет находиться рядом с тем, что существует, чтобы предложить новые и важные возможности.