Содержание раздела

Процессы

Процессы >> Чернение серебра

Чернение

Такое название носит процесс обработки поверхности металла расплавленной серой, содержащей в различных пропорциях сульфаты свинца, меди и серебра. Смесь имеет черный цвет и плавится при относительно низкой температуре 112,8°С.

Пропорции для изготовления смеси могут быть различными, и поэтому существует множество рецептов их приготовления.

Например, один из них:

  • свинец, 150 г;
  • серебро, от 15 до 25 г;
  • медь, от 90 до 15 г;
  • хлорид аммония, 15 г;
  • сера, 800 г.

Процесс основан на реакции серы в расплавленном состоянии с тремя металлами. Тигель нагревается до плавления серебра и меди в присутствии буры; при постоянном перемешивании деревянной палочкой добавляется смесь серы и хлорида аммония. Смесь снова медленно нагревается до прекращения выделения дыма и выливается в изложницу.

Чернение придает декоративное оформление золоту или серебру; серебро приобретает вид античного и более отчетливо проявляет в рельефе рисунок. Рисунок может быть белым на черном фоне или наоборот, черным на белом фоне.

Для чернения изделие прежде всего должно быть очищено от поверхностных загрязнений, то есть необходимо произвести обезжиривание. Смоченный порошок, изготовленный из смеси, наносится в выемки изделия. Порошок плавится открытым огнем, или в муфельной печи. После охлаждения части изделия, которые должны иметь блеск и контрастировать с черным фоном, очищаются. Затем изделие смазывается маслом.

Для снятия чернения изделие нагревается несколько раз в водном, например, 25% растворе соды или каустического натрия до его полного растворения.

При обработке серебра чернение успешно заменяется обработкой в горячем или холодном растворе полисульфида натрия. Холодный раствор используется только тогда, когда необходимо увеличить контраст рельефа рисунка. Художественные возможности чернения гораздо выше по сравнению с использованием полисульфатов.

Чернение имеет сегодня только историческую ценность и производилось до конца прошлого века.

СОВРЕМЕННОЕ ЧЕРНЕНИЕ

Эффект, придаваемый серебру чернением называется "античным”. Современное чернение состоит в использовании водного, например, 1% водного раствора полисульфида натрия. В результате реакции возникает сульфид серебра, который обрабатывается бикарбонатами и порошком пемзы. Порошок снимает сульфат с выступающих частей изделия, выделяя рельеф. Обработка лучше проходит, если изделие предварительно нагрето и промыто раствором сульфата, или на металл льется горячий раствор. Сульфат хранится в посуде из стекла, эмалированного железа или из нержавеющей стали.

Полисульфат в торговле носит название “серной печени” из-за коричневого цвета, похожего на цвет печени. Этот цвет хорошо виден на изломе кусков сульфата, на поверхности из-за воздействии воздуха и света образуется желтоватый налет серы. Хорошо воздействует желтый сульфид аммония с добавлением аммиака.

Считается, что таким образом можно получить более интенсивный черный цвет. Длительная обработка воздействует вглубь изделия, поэтому толщина слоя увеличивается настолько, что с трудом удается открыть блеск серебра на выступах, в особенности, если рельеф неглубок.

В продаже имеются растворы, используемые в холодном виде. Предварительно обезжиренное изделие обрабатывается в них простым погружением или промывкой. Эти растворы дают менее прочный поверхностный слой, контраст достигается более щадящей обработкой.

Еще один раствор создается растворением 28 г биоксида теллура в четверти литра хлорной кислоты. Когда биоксид полностью растворен, количество воды доводится до 4-12 литров. Раствор используется в горячем виде, либо изделие нагревается и раствор наносится на него хлопчатобумажным тампоном. Раствор может храниться в стеклянных, фарфоровых или титановых сосудах.

Следующим методом, используемым для обработки, например, медалей, является применение перхлорида железа. Изделие погружается в жидкий перхлорид железа, промывается, затем погружается в 10% водный раствор каустической соды, предварительно привязанное к медной проволоке или помещенное в корзину, до образования черного слоя, снова промывается и обрабатывается щеткой и бикарбонатом до необходимого контраста между выступающими местами и углублениями, которые остаются темными. Этот метод считается предпочтительным потому, что темный слой, оставаясь намоченным, легко удаляется без труда.

Еще один метод состоит в погружении изделия в водный раствор (1 литр) 75 г тиокарбамида и 50 г соляной кислоты. На изделиях из посеребряной меди может возникнуть дефект - чернение не держится или сходит через несколько дней. Основной причиной является недостаточный слой серебряного покрытия.

Полезное