Этот метод использовался и был описан Челлини и состоит в наполнении расплавленным металлом пустот, оставленных выплавленной восковой моделью. Метод был известен не только грекам или китайцам 2 тысячи лет назад, но и так же народам населяющим Африку и Америку. Это доказывает, что человеческий разум может добиться одного и того же результата в разных уголках земли. За многие века способ не претерпел больших изменений, улучшены только используемые материалы. Наиболее крупные изменения произошли в этом веке, этому способствовали ювелиры и зубные протезисты.
Процесс литья передавался из поколения в поколение без особых изменений до тех пор, пока протезисты не начали применять данный метод для своих целей. Искусственный зуб сначала изготавливался из воска, затем сжатым воздухом или центрифугой производилось наполнение драгоценным металлом пустот, оставленных выплавленным воском.
При массовом выпуске продукции обычно изготавливается серия изделий, и восковые модели должны воспроизводить образец в большом количестве. Таким образом тридцать лет назад родились резиновые формы. Наибольшее применение получила вулканизация каучука, открытая химиками в середине прошлого века (1839 г.). Вулканизированная резина сохраняет свою эластичность в интервале температур от -20°до 120°C, теряет липкость и почти непроницаема для воды, хорошо выдерживает воздействие кислот, щелочей и воздуха. Благодаря этому удалось значительно снизить стоимость изготовления ювелирного изделия и намного увеличить сбыт.
Производственный цикл требует выполнения различных операций и состоит в:
Творческом анализе: разработка проекта в зависимости от анализа затрат и производственной типологии. Эта фаза относится к деятельности дизайнера.
Изготовлении опытного образца и трехмерной проверки проекта (прототипирование). Эту работу выполняет специалист по изготовлению моделей. Прототип может быть изготовлен из гипса, воска, смолы и металла.
Производственном процессе в соответствии с выбранной технологией.
Сборке и финишной обработке.
На этом этапе очень важно взаимодействие заказчика и создателя модели. Чем точнее и яснее заказ, тем точнее конечный проект предлагаемый дизайнером.
В момент начала поступления заказа должно быть согласованы:
вид воспроизводимых изделия и тематика,
используемые материалы,
конечная продажная стоимость изделия (в зависимости от уровня — низкая, средняя, высокая),
технология производства,
общий стиль заказчика.
В результате даже отдельные детали становятся важными элементами, в которых должны сойтись творчество, стилистические поиски, производственный процесс и требования коммерции.
Дизайнер должен прекрасно разбираться в геммологии, металлургии, моделировании, создании прототипов, цветах, рисунке и геометрии.
Проектировщик модели должен быть не только художником, знающим требования моды и рынка, но и знать физические процессы, которым будет подвергнуто его творение.
Основными процессами и факторами являются:
уменьшение размеров модели в резиновых прессформах, затем в воске и при литье;
различные толщины изделия и осложнения, которые появляются во время застывания отлитого металла;
расположение литьевых каналов, обеспечивающих обработку изделия, не затрагивая его рисунка, и создающих возможность удовлетворительной подачи металла;
возможность проведения финишной обработки.
Если изготавливаются художественные изделия, финишная обработка ведется вручную, если изделия предназначены для широкой продажи, обработка производится при помощи механических средств с минимальным использованием ручного труда.
Оставим свободу для выбора метода создания модели, это может быть репродукция ранее сделанных изделий или обработка специальных восковых моделей, после получения которых производится исходное литье, обрабатываемое в дальнейшем.
Модель является первым важным аргументом, так как выплавленное изделие будет иметь ее вид и, если модель не имеет дефектов и хорошо отполирована, изделие не потребует дальнейшей глубокой и дорогостоящей механической обработки и можно избежать соответствующих потерь металла.
Производственный цикл начинает модельер и создаваемый им опытный образец. Большая часть конечного результата зависит от изготовления модели.
Модельер проводит трехмерную проверку проекта ускоренными методами — при помощи воска, гипса, смолы, либо классическим способом — в металле.
Обычно модельер использует один из этих методов, так для различных материалов и видов обработки применяется различная техника работы и, прежде всего, сильно отличающаяся по виду техника ручной работы.
Кроме проблем связанных непосредственно с моделированием, специалист по изготовлению моделей должен учитывать технологию и законы физики, которым подвергается опытный образец:
этапы обработки требуют применения различных материалов (имеющих различные коэффициенты термического расширения и сжатия) таких, как вулканизированная резина, кристобалит, воск и металл, которые переходят из жидкого в твердое состояние, неизбежно уменьшая размеры конечного изделия;
для избежания пористости металла опытный образец должен иметь непрерывную толщину, никакой декоративный или структурный элемент не должен преграждать путь металлу, и иметь перпендикулярные выступы. В модели должны использоваться литьевые каналы, соответствующие ее размеру.
Если модельер при создании опытного образца учтет эти требования, изделие будет иметь прекрасную гладкую поверхность без пористости, будет обеспечено полное наполнение всех частей модели и, наконец, отсутствие подповерхностной пористости и сохранение механических свойств металла.