Модели цепей — простота и пышность, объемность и оригинальность
Мы погружаемся в мир фантазий и грез, переплетения таинственных линий и символов. Перед нами со скоростью молнии пролетают прямолинейные очертания, как глыбы возвышаются пространственные нагромождения, в которых нет ни начала, ни конца, скользит легкое прикосновение нежной руки. Достаточно загадок. Мы оказались в мире цепей, которые, как бы мы ни желали, живут самостоятельной жизнью, и кто знает, кто для кого предназначен — цепи для нас или мы для них.
Человек подглядел за природой и неожиданно увидел тот связующий элемент, который позволил ему задержать предмет и оставить неподвижным, не ограничивая свободы. Якорь позволил судну стоять на месте и одновременно двигаться в постоянно текущей среде. Наверное, и первая цепочка появилась вместе с якорной цепью, слишком уж они похожи и прогрессивны по отношению к обычной веревке, выгодно отличаясь от нее высочайшей прочностью и гибкостью. Достаточно было начать, чтобы процесс стал бесконечным.
Изменение функций — от соединительного элемента до самостоятельного украшения
“И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень с руки своей и надел на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею его”. (Бытие, 41, 41). Цепь — символ власти и могущества, прочности и незыблемости. Проходит средневековье с его строгостью и аскетизмом, использующим цепочку больше как платежное средство, которое, благодаря единству общего плетения и индивидуальности каждого звена, надежнее и ценнее денег. Звено изогнули в соответствии с тогдашней модой на кольчугу и цепочка “Панцирная” послушно прилегла к шее, идеально повторяя ее контуры. Однако пальма первенства все равно осталась за “Якорной”. Наступает эпоха Возрождения и человек наконец понимает ценность собственной жизни и индивидуальности — цепочка превращается в украшение, способное оттенить красоту и спрятать уродство.
Звенья в цепочке всегда остаются самостоятельными элементами. Круглые, квадратные, всех мыслимых и немыслимых форм, какой еще образ может завладеть воображением художника?
Французская Революция как колыбель станкостроения
Любой революционный процесс таит в себе большие неожиданности. Разрушение идет рядом с обновлением и явным прогрессом. Руки мастера, искусно переплетающие звенья из проволоки, перестали справляться с потоком требований новой буржуазии о равноправии. Золото стало править балом широких масс и потребовало хотя бы минимальной механизации столь неоправданно длительного и сложного процесса производства цепей.
Так что же с таким упорством старались механизировать революционеры? В чем заключается благородный, но тяжелый ручной труд? В те дальние от нас времена форма звена цепочки была еще достаточно простой — круглая или овальная. Округлость достигалась обжатием куска проволоки определенной длины вокруг стержня соответствующей формы, а овальность — при обматывании проволокой того же стержня, позволяющему появиться длинной и ровной спирали. Распиленная овальная спираль компенсировала этот недостаток — максимальной простотой и скоростью изготовления. В дальнейшем мастер соединял между собой нужное количество звеньев и паял их горелкой.
Первые цепевязальные станки, изготовленные из швейных машинок
Все самые красивые и рациональные механизмы, придуманные человечеством, всего лишь повторяют ручной труд. Станки имитируют движения ремесленника, ускоряя их и доводя до механического совершенства. Природа, выходя из рук человека, вдыхает жизнь в металл. Труден путь к совершенству. Первым цепевязальным станком стала... швейная машинка. Трудолюбивый мастер, пытаясь освободить себя от монотонной и кропотливой работы, передал машине все свои проблемы — изготовление ровного и правильного звена, его точную и чистую резку, сборку и нанизывание звеньев друг на друга.
Ювелир на первоначальном этапе сам изобретал и конструировал свои станки. Обычно это происходило, да иногда и до сих пор происходит, в механической мастерской, находящейся в подвале, в которой хозяин, нередко достаточно состоятельный человек, вытачивает и полирует детали своего будущего детища.
Неизбежность появления специализированных фирм
Начиная с послевоенных времен, производство цепочек начинает бурно автоматизироваться — это позволяет достичь ранее недоступных качественных и количественных стандартов, оно постепенно начинает терять признаки исключительности и “высокого искусства”, переходя к мало используемым ранее критериям массовой продукции, учитывая, в то же время, специфику работы с драгоценными металлами.
Производство станков для собственного потребления, столь необходимое на первоначальных этапах становления, становится крайне невыгодным. Постепенно все большую роль начинают играть оборотные средства — золото и серебро, которым владеет завод, и расходы, которых требует производство собственного станочного парка, становятся слишком высокими. Спрос порождает предложение — появляются первые профессиональные производители цепевязальных автоматов, которые используют потребности рынка и ювелиров, выпуская станки для изготовления самых модных и пользующихся спросом моделей. Даже сегодня фирм, производящих станки, не так уж и много, их можно пересчитать по пальцам, есть молодые и подающие надежды, есть уже старые, со станками, которые проверены годами работы. Одно обстоятельство объединяет их всех — готовность по Вашему заказу сделать станок для изготовления любой цепи.
Стоимость продукции
Цепевязальный станок — сердце производства, он может ограничить производительность, если работает недостаточно быстро, и, таким образом, повысить себестоимость продукции. Скорость работы станка ограничена его конструктивными особенностями и повышенными требованиями, предъявляемыми ко всему производству — изготовлению проволоки, пайке цепочки и т.д.
Бурный рост количества цепевязальных заводов повлек за собой возникновение серьезной конкуренции производителей цепей. На огромном рынке покупатель начал искать товар с наименьшей стоимостью, предъявляя, однако, все более высокие требования к качеству.
Может быть новейшие технологии помогут найти выход? Одно время казалось, что появилась панацея — сварка цепочек непосредственно на станке, однако вскоре наступило довольно серьезное разочарование — достоинства сварки, если не полностью, то во многом перечеркнуло ограничение скорости работы самого станка, требования к качеству проволоки, дополнительная обработка цепочек после сварки.