Содержание раздела

Цепи

Цепи >> Обработка

Качество

СОСТАВНЫЕ КАЧЕСТВА

В чем может быть основное отличие продукции предприятия, которую предпочитает покупатель?
Легкость изделий — тема актуальная в определенные периоды серьезного промышленного и финансового спада, когда нехватка наличных средств заставляет идти на жертвы и не покупать того, что нравится больше всего. Высокий жизненный уровень, напротив, позволяет не уделять много внимания на стоимость золота в цепочке и ее вес и дает возможность выбирать то, что больше подходит к лицу или костюму.

Второй фактор — разнообразный модельный ряд.

Не всегда новое является самым популярным, можно даже сказать наоборот — повышенным интересом пользуется продукция классического вида — Якорные, Панцирные и некоторое другое малочисленное количество моделей. Производителю разнообразие приносит массу проблем. Во-первых, необходимо большее количество драгоценного металла используемого в производстве, во-вторых, увеличивается количество используемого оборудования, в-третьих, гонка за разнообразием становится бесконечной и наступает момент, когда необходимо остановиться.

И, наконец, третий фактор — качество. Конечно, именно в качестве заложен успех. Покупателя привлекает та продукция, которая излучает больше света, которая благодаря игре солнечных лучей становится объемней, заметней и значимей. Свет отражается поверхностью без изъянов, точно рассчитанными гранями, снятыми с фасок и торцов. Качество продляет жизнь цепочке и выводит из области легенд "фамильное" золото, передаваемое из поколение в поколение, постоянно увеличивая свою ценность.

Из каких составных складывается качество? Попробуем подвестти некоторые итоги.

КАЧЕСТВО ЛИТЬЯ

Качество литья зависит от нескольких составляющих:

1. Исходные материалы, сырье. Для производства цепей необходим довольно ограниченный набор компонентов. Их состав и характеристики не должны изменяться с каждой новой поставкой. Например, латунь должна содержать именно 65% меди, а не 69%, и иметь минимальное и строго постоянное количество примесей, которые могут полностью изменить поведение сплава.

2. Оборотный металл. В повторную переплавку можно отправить ограниченное количество металла, извлеченного на производстве из отходов. Нельзя забывать, что в него могут попасть нежелательные примеси.

3.

Соблюдение технологических режимов. Температурный режим плавки и последовательность загрузки компонентов должны строго соблюдаться. Перед литьем сплав должен быть максимально гомогенным.

4. Температура охлаждения фильеры и тигля, если используется печь непрерывного литья, должна быть постоянной, без колебаний.

Отлитая заготовка должна быть максимально однородной по механическим и физическим показателям. Показатель качественной работы — гладкий, блестящий пруток без следов окисления.

ВОЛОЧЕНИЕ — ВАЛЬЦЕВАНИЕ — ОТЖИГ

Поверхность проволоки после последнего, желательно непрерывного, отжига должна быть абсолютно гладкой без пор и микротрещин. Механические свойства проволоки — ее жесткость, пластичность и т.д. — не должны различаться в начале и в конце катушки. Этого несложно добиться: первое — прежде всего, чистота проволоки, постоянная и тщательная промывка и сушка, второе — использование качественного инструмента и его своевременная замена, третье — правильный подбор оборудования. Из овальной фильеры может выйти только овальная, и ни в коем случае не круглая проволока! Четвертое — использование качественных материалов — масла для смазки валков и фильер и аммиака, которые в случае необходимости могут быть легко отфильтрованы. Аммиаку необходимо уделять повышенное внимание и стараться убрать из него загрязнения маслом и влагу.

ЦЕПЕВЯЗАНИЕ

Этот одна из немногих операций, качество которой зависит в большей степени от работы оператора. Тем не менее, станок не должен быть сильно изношен, регулировка должна производиться неповрежденными винтами (необходимо иметь их запасной комплект для своевременной замены — твердость винтов тщательно рассчитана производителем и ставить то, что окажется под рукой, строго запрещено). Необходимо так же всегда иметь в распоряжении запасной комплект оснастки для замены сломанной или изношенной.

Самую важную роль играет искусство оператора, который должен быть в состоянии повторить регулировки с минимальным допуском изменения размеров изготовленной цепи. Звено должно иметь те же геометрические размеры, которые оно имело вчера, месяц, год назад. Качество изготовленной на станке цепи заключается в неизменной ширине и толщине цепи одной модели и одного диаметра проволоки. Если проволока заменяется, параметры цепи: ширина и толщина — изменяются пропорционально. Добиться высокого качества — означает следовать самым жестким стандартам. Естественно, нельзя забывать о фуге звена, она должна быть не большей и не меньшей, а ровно такой, которая необходима для пайки. Лишнее количество порошка может погубить всю продукцию из-за падения пробы.

ПАЙКА

Еще раз подчеркнем необходимость тщательного обезжиривания, промывки и сушки. Чистота не только залог прекрасной поверхности металла, но и фактор, благоприятствующий равномерному распределению порошка для пайки. Порошок для пайки должен остаться только в фуге!

Кстати, о порошке — очень капризный материал. Повышенная влажность, неправильное хранения изменяют его характеристики. Идеальными с точки зрения его сохранности являются условия, создаваемые автоматическим кондиционером с возможностью увлажнения или сушки воздуха. Кондиционер способен поддерживать температуру на одном уровне и зимой и летом, что важно для соблюдения технологии пайки. Не меньшее внимание, чем при отжиге, необходимо уделять аммиаку и его состоянию. Пайка завершается промывкой, обработкой в вибраторе и сушкой. Цепочка опять должна быть всегда идеально чистой!

Качество пайки на прочность проверяется простейшим способом — цепочка протягивается через регулируемую фильеру. Там, где пайка проведена плохо, цепочка рвется. Эта операция помогает так же откалибровать цепочку по толщине и ширине.

СКОЛОТКА

Качество сколотки зависит от точности соблюдения технологии, заданных размеров и состояния оснастки — штампов, вкладышей, ножей и т.д. Прежде всего на цепочке не должно остаться ни малейшего следа масла или соли от испарившейся воды — все посторонние загрязнения будут впрессованы в поверхность цепи. После промывки цепь сушится в центрифуге.

Размер сколоченной цепи так же должен быть стандартизирован — определенная толщина и ширина плюс допуск. Вся продукция должна быть стандартной, изменение диаметра проволоки приводит только к соответствующему изменению пропорций сколоченной цепи. Конечно, некоторую коррекцию можно произвести при выполнению алмазной огранки, однако, лишний снятый металл в конце концов приводит только к неоправданным потерям драгоценного металла. Только постоянные измерения размеров цепи помогут с блеском выполнить сколотку и не получить неожиданных результатов.

При выполнении этой операции необходимо всеми силами избегать появления даже малейшего намека на творчество. Очень заманчиво протянуть через штамп цепочку не в горизонтальном, а в вертикальном или наклонном положении. Результат — новая сколотка, новый вид цепи! Это серьезное заблуждение за которым стоит большое количество металла — до сотен грамм — которое хранится в виде "эксперимента", соответствующие потери и нехватка металла в производстве. Научитесь выпускать качественную стандартную продукцию, а затем сам Покупатель подскажет, какой вид ему нужен более всего и тогда — раздолье всем экспериментам и пробам в попытке найти единственное верное решение, которое тоже вынуждено будет стать стандартным.

В основные параметры качества цепи входят, кроме размеров, так же отсутствие продольного переворота цепи, если, конечно, не сколачивается модель Элика, которая должна переворачиваться. Цепочка не должна быть "рыхлой", с заметными щелями между сколоченными звеньями и, наконец, ее поверхность должна быть как можно более гладкой. Впрочем, существуют модели со специально шероховатой поверхностью.

Необходимо упомянуть так же уплотнение и размягчение цепи. Уплотнение цепи не вызывает особой сложности и не влечет за собой специальных требований, однако и в этом случае необходимо выдерживать определенные стандартные размеры.

Качественного размягчения добиться немного сложнее — цепь не должна перекручиваться, необходимо, чтобы она была одинаково размягченной по всей длине, что очень явно характеризуется диаметром ее изгиба, если вы держите ее между пальцами и цепочка свободно спадает вниз. Диаметр должен быть постоянным. Таким же образом проверяется размягчение и по торцу цепи.

НАНЕСЕНИЕ АЛМАЗНОЙ ГРАНИ

Главное требование — соблюдение заданных геометрических размеров, углов, и т.д. Рисунки, фаски, проточки должны быть симметричны, а алмазный инструмент хорошо заточенным и не оставлять полос на поверхности. Ровность поверхности не должна так же страдать от вибрации создаваемой станком. Качество обработки поверхности, конечно, определяется ее блеском, способностью отражать свет Вместе с тем всего должно быть в меру и блестящая поверхность может соседствовать с матовой, которая только подчеркнет ее красоту.

Не стоит увлекаться поисками при выполнении и этой операции. Существуют сложившиеся годами стереотипы, говорящие, что конкретная модель должна выглядеть именно таким образом, а не иначе. Так что на первых порах необходимо изучать мировой опыт и активно использовать его. Снятое количество металла не должно быть чрезмерным, как мы об этом уже говорили, но в то же время должно максимально выявлять эстетические возможности цепочки.

ФИНИШНАЯ ОБРАБОТКА

Финишная обработка помогает только нивелировать небольшие дефекты, не более того. Повысить качество цепи можно — обработка в вибраторе "смягчает" цепочку, сглаживает острые кромки, снимает заусенцы. Однако надеяться на то, что исчезнут микротрещины, абсолютно нельзя.

На качество обработки влияет состояние наполнителей — чистота их поверхностей и степень загрязнения шампуня. Нельзя в угоду мнимой экономии сокращать время обработки, количество и состав наполнителей и шампуней. Вся, казалось бы, нехитрая технология отрабатывалась на опыте годами и может быть эффективной только при полном ее соблюдении.

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

На качество готового изделия ничто не оказывает такого большого влияния, как качество управления. Организация работы и рабочих мест, точно расписанные технологические режимы, даже, парадокс — возможность пообедать в приспособленном для того помещении, а не на рабочем месте — все это звенья одной цепи — производства, в котором все составные части должны помогать друг другу.

Каждый производственный участок, каждый станок имеет свои рабочие и технологические режимы, которые не должны передаваться устно, как народные придания. Все станки, без исключения, должны иметь свой рабочий журнал, в котором отмечаются все рабочие параметры, составляющие технологические таблицы. Еще раз хотелось бы повторить, что цепевязальный завод — это не ювелирный завод в классическом понимании. Это серийное производство, в котором каждый рабочий и каждый станок выполняют именно ту работу, которая им определена технологией. Возвратимся к таблицам. Это официальный документ, который регламентирует режим работы оборудования, вид обработки, качественные параметры изделия на входе и на выходе и соответствующие допуски на них. Очень полезной является создание доски качества, на которой вывешиваются небольшие — 10-15 см кусочки промежуточных полуфабрикатов и конечной продукции. Каждый рабочий обязан постоянно сравнивать тот результат, которого добился он, с эталоном.

Если качество эталона превышено, образец меняется на новый, лучший. Таким образом, перед глазами постоянно находится пример наивысшего на данный момент качества, которое должно быть еще улучшено. Руководство завода в свою очередь должно тщательно контролировать качество выполнения отдельных операций, определять причину сбоев и стараться заранее предвидеть сложности. После такого изучения, возможно, со всей остротой встанет вопрос о собственной инструментальной мастерской, в которой могут доводиться до кондиции инструмент и даже оборудование.

Качество управления состоит так же и в способности управлять движением металла с участка на участок, выявлять его нехватку или избыток. Небольшой пример. На одном из знаменитых цепевязальных заводов в один прекрасный день началась ощущаться нехватка драгоценного металла. В общем-то это достаточно распространенное явление. На 100 кг выпускаемой продукции в производственном обороте необходимо иметь 100 кг чистого драгоценного металла. Однако руководство завода решило довести качество до высшего возможного на тот момент предела. В том числе и качество управления. Из цехов был собран весь лишний металл — мотки и куски проволоки, обрывки цепочек, но самый большой сюрприз ожидал на участке сколотки и алмазной огранки — килограммы цепей различных сколоток и огранок. Этот участок оказался под бременем эксперимента. Рабочий, кстати, единственный профессиональный ювелир на всем заводе, решил изобретать собственные модели. В итоге это обошлось заводу достаточно дорого. На этом все эксперименты были приостановлены.

В заключение хотелось бы сказать, что необходимо постоянно искать возможности улучшения качества выполнения каждой, даже самой мелкой операции. Если в начале пути, при отработке производственного процесса пайка, например, лепестков ведется при помощи твердого припоя и после нее необходимо отбеливать лепесток, то на ритмично работающем заводе эта операция может быть упрощена и изменена — лепесток изготавливается из биметалла, то есть из пластины, состоящей из двух слоев — основного и припоя. Такой лепесток достаточно слегка нагреть. И так далее и тому подобное.

Реклама