Содержание раздела

Законодательство

Законодательство >> Клеймение >> Великобритания

Клеймение – Великобритания

Система клеймения серебра в Великобритании. Когда речь заходит о респектабельности и комфорте, то на память сразу приходит английский костюм и английское серебро, порядок клеймения которого имеет законодательную историю не менее долгую и почетную, чем все английское законотворчество.

Ведь одной из наиболее ранних и, наверное, самой упорядоченной можно считать именно английскую государственную систему контроля за качеством серебра в стране. И хотя на первый взгляд она поражает своей многозначительностью и внешней сложностью, этот порядок до сих пор остается самым разумным, ясным и понятным во всем мире.

Она содержит максимально развернутую информацию о металле, производителе и налоговой системе, оставаясь при этом достаточно краткой. А точное соблюдение "буквы закона" производителями и тщательный контроль бюрократической машины за этим и привели к логичности клейма и его консервативности.

Уже в 1300 году в Англии был впервые законодательно утвержден порядок апробации и маркировки (клеймения) предметов из драгоценных металлов и определена допустимая норма содержания меди в серебряном сплаве. Она соответствовала 75 частям меди на 925 частей серебра. Только такой металл признавался серебряным и имел пробу 925-ю, что и подтверждалось официальным клеймом.

Самим клеймом стало изображение морды Британского льва в короне, известного как "королевская марка". Считается, что это клеймо и качество серебра были введены еще цехом серебряников в XI-XII веках по приказу короля Иоганна.

В Англии первых мастеров называли "истерлингами", т.е. выходцами из стран Балтийского моря и Ганзейских городов, и именно они одними из первых стали заниматься в Англии серебряным производством, поэтому первая английская серебряная проба была названа "истерлингский стандарт", который со временем сократился до более удобного в произношении "стерлинга".

До 1378 года апробация производилась только в Лондоне, и мастерам со всей страны надо было привозить вещи в Гильдию для получения "королевской марки". Это было хлопотно и очень опасно, поэтому провинциальные мастера часто игнорировали королевский указ, продавали свои вещи без клейм и не платили налогов. А лондонская Гильдия не могла контролировать мастеров по всей стране и, боясь потерять свои государственные привилегии, пошла на компромисс, добившись в 1363 году королевского указа о передаче контрольных мер мэрам всех городов, где имелось серебряное производство. Каждый городской магистрат должен был иметь свое отличительное клеймо. В Эдинбурге, например, был принят символ в виде замка, в Йорке — сдвоенное выпуклое клеймо, где на щите были соединены половина головы леопарда и половина лилии, а в Эксетере — крест и корона.

В начале XVI века участились случаи подделок, и Лондонская гильдия решила установить свою марку гарантии качества, и в 1544 году появилось еще одно клеймо с фигурой идущего льва, который смотрел через плечо и изгибал хвост. Скоро именно эта марка заменила "голову леопарда" как марку гарантии серебряного стандарта, т.е. sterling.

Вслед за введением права на личное клеймо для городов встал вопрос о необходимости введения системы персональной ответственности инспектора пробирера за соблюдением стандарта серебра, для чего было установлено специальное годовое клеймо. Так как инспектора переизбирались ежегодно, то с 1478 года в Лондоне для каждого года была своя порядковая буква алфавита. Когда алфавитный цикл заканчивался, то опять начинали с "А", изменив только ее начертание или конфигурацию щитка, в котором она располагалась. Для создания более жесткого контроля за качеством металла в изделиях и возможности всегда отыскать сплутовавшего ремесленника было введено обязательное клеймо мастера.

Вплоть до царствования Карла II серебряную королевскую монету чеканили ручными штампами. Технология была очень проста и легко при желании воспроизводилась фальшивомонетчиками. Чтобы избежать инфляции, правительство в 1696-1698 годах подготовило и осуществило новую денежную реформу, изменив пробу монетного серебра.

Новые деньги были — 958,4-й пробы, после которой серебро становится очень мягким. Этот стандарт назвали "Британия" и обозначили новыми клеймами: профильный бюст львиной головы и сидящей фигурой Британии. Возросшая чистота серебра не только значительно удорожила его, но и сделала малопригодным для традиционной ювелирной практики.

Из всех видов художественной обработки в этот период применяли лишь филигрань из толстой проволоки, делали отливку по моделям с дочеканкой. Изделия получались очень простые по форме, но с богатым искусным декором. Этот новый для Англии вид ювелирного искусства пришел из Франции, где с высокопробным серебром работали ювелиры-гугеноты, которые после отмены Нантского эдикта в 1685 году из-за религиозных преследований переселились в Великобританию и распространили свое мастерство работы с высокопробным серебром среди британских мастеров.

Стандарт "Британия" сохранял свою силу до июня 1720 года, когда стерлинговая проба и старые английские серебряные марки были восстановлены. Он оказался слишком дорогим как для ювелиров, так и для покупателей. Это привело к разорению большого количества мелких производителей. Интересно, что в силу английской законодательной традиции он до сих пор не отменен и даже сегодня при желании может быть использован любым мастером.

К середине XVII века с началом бурного экономического развития страны значительно выросло благосостояние как среднего класса, так и большей части населения. Грамотность перестала быть редкостью и стала необходимым условием жизни процветающего буржуазного общества. С 1720-х годов в личные клейма мастеров начинают включать не только символы, но и буквы. Сначала использовали первые две буквы имени мастера, позже стали включать их инициалы. К этому времени система английского клейма уже являлась надежным гарантом качества и давала развернутую информацию о том, когда, кем и из чего сделан предмет.

И хотя эта система не меняется уже в течение двух столетий, постоянно появляются новые и исчезают какие-то старые клейма. Так, 1 декабря 1784 года был введен налог на серебро, так называемый карательный налог, который достигал 1/6 с унции веса изделия. Он собирался хранителем печати, который отвечал за внутренние бюджетные поступления в казну. Введен он был как временный. Но, как полагается, просуществовал более 100 лет, вплоть до 1890 года. Чтобы обозначить уплату налога, было введено клеймо с профилем короля. В первый год это клеймо было типа ИНТАЛЬО и как бы перевернутым по отношению к другим клеймам, которые выполнялись КАМЕЕЙ, а с 1 января 1785 года и это клеймо тоже стало камеей.

Поскольку перевыборы мастера-инспектора проходили только в мае, то каждый год именно с мая менялась и буква алфавита, поэтому вещи этого переходного периода (с 1.01.1785 по 1.05.1785 г.) пользуются у некоторых коллекционеров особой любовью.

С 1784 по 1890 год в английском серебре используют новые 5 клейм. Это проба (государственный стандарт), городское клеймо, дата, мастер и профильное изображение короля — как налоговая марка. С 1891 года и до сегодняшнего дня на большинстве изделий из английского серебра используют только 4 клейма, без налогового.

Помимо этого, в английской системе маркировки существуют еще и специальные юбилейные клейма. Это клейма 1934-1935 годов в честь серебряного юбилея супружества короля Георга V и королевы Мери. Коронационное клеймо 1953 года королевы Елизаветы II и клеймо 1977 года к празднованию "25-летия вступления на престол" (в 1952 году).

Полезное