Клеймение – США
Клеймение серебряных изделий в США. Для начинающего формировать коллекцию антиквариата российского покупателя особую опасность представляют изделия предприятий Североамериканского континента, мало знакомые нашему зрителю и потеснившие в последнее десятилетие на отечественном антикварном рынке традиционные раритеты Старого Света. Хотя при некоторой любознательности и регулярном просматривании торговых каталогов можно составить себе некоторое представление о характере американского ассортимента последних лет. Классические формы современных серебряных или посеребренных сервизов приводят иногда к серьезным ошибкам.
Долгое время практически все серебряные изделия и деньги были европейского производства и имели континентальный стандарт пробы, поэтому не было необходимости вводить какой бы то ни было американский эквивалент. Почти до начала ХVIII века экономическое и политическое положение в стране не позволяло создать четкого государственного контроля за производством изделий из драгоценных металлов, как это было в Европе или России. Первые серебряные клейма встречаются в Америке только в начале ХVIII века и только в городах восточного побережья, то есть в Новой Англии.
В начале XVIII века в связи с созданием своей государственной денежной системы и развитием частного серебряного производства возникла и необходимость позаботиться о надежной гарантии серебряного стандарта.
На ранних американских клеймах изображали в основном эмблему штата, где изготовили и проверили вещь. Так, в штате Коннектикут клеймо было с изображением трех гроздьев винограда и герба штата, который был впервые выгравирован в 1702 году Джоном Кени для первой коннектикутской колониальной монеты. Но с середины ХVIII и в первой половине ХIХ века все большая часть серебряных американских вещей имеет личное клеймо мастера или торговую марку продавца, которые и несли юридическую ответственность за качество металла.
В Нью-Йорке и Бостоне по английской модели были созданы первые корпорации ювелиров, которые самостоятельно разработали и учредили свой устав. А в Балтиморе организовано специальное бюро по драгоценным металлам, где проводилась апробация серебряных и золотых вещей выборными мастерами, отвечавшими за качество своей работы. Полный набор клейм должен был состоять из обязательного именного клейма мастера, непременно присутствовали клеймо с эмблемой штата и обозначение пробы.
Особенностью американского клейма этого периода в отличие от европейского, где использовались в это время только инициалы мастера или владельца мастерской, было как из двух букв, так и полное написание имени ювелира, причем оно располагалось по кругу или овалу в виде декоративной каймы, что сегодня значительно упрощает процесс атрибуции. Но уже в ХIХ веке все чаще встречаются марки производственных компаний или торговых домов, которые и берут на себя гарантии качества металла.
С развитием же целой сети промышленных предприятий по производству серебряных, посеребренных и металлических предметов из сплавов заменителей серебра возникла необходимость в более четкой системе торговых марок. Первым крупным производителем столового серебра в стране стала "Горхам Мануфактуринг Компани", основанная в 1818 году Джекобсом Горхамом (1792-1869 гг.) в Провиденсе на Род Айленде, которая в 1868 году слилась с фирмой "Т.Д. Папропта", и именно это время можно считать началом установления американской системы клейма. Фирма узаконила обязательное клеймо, состоящее из двух марок: даты изготовления вещи и развернутой торговой марки производителя.
В 1851 году фирма "Тиффани" для получения права выхода на европейский и английский рынок приобретает для себя право на работу с английским серебром 925-й пробы, распространив английский термин sterling (стерлинг) на все серебряное производство Соединенных Штатов, со временем узаконив его сигнатуру как официальное гарантийное клеймо качества серебра.
До сегодняшнего дня американский эквивалент европейской 925-й пробы на серебряных изделиях обозначен обычно оттиском с названием самого металла – STERLING.