Содержание раздела

Ювелирная Технология

Законодательство >> Новости

Государственная Дума, круглый стол, Матяш Н.В., Горнорудный консультативный совет, доклад

Круглый стол "Законодательное обеспечение эффективного развития алмазо-гранильной промышленности Российской Федерации. Совершенствование законодательной базы успешного функционирования ювелирной промышленности в условиях вступления России в ВТО"

Николай Владимирович Матяш, директор Горнорудного консультативного совета, члена Экспертного совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию

«Последствия присоединения России к ВТО для рынка драгоценных металлов и драгоценных камней («Рынок»)»

Горнорудный Консультативный Совет (Совет) придерживается четкого мнения, что присоединение России к ВТО окажет позитивное влияние на Рынок.

Такая позиция основана на том, что вступление в ВТО облегчит условия доступа российских производителей и иных участников российского Рынка на иностранные рынки драгоценных металлов и драгоценных камней. Чрезвычайно важным также является и то, что присоединение к ВТО существенно сузит возможности российского государства вводить ограничения на внутреннем Рынке, что приведет также к либерализации внутреннего Рынка.

Вступление в ВТО в первую очередь связано с открытием присоединяющимся государством своих рынков товаров и услуг, а также с получением доступа на иностранные рынки. Это основано на важнейших основополагающих принципах ВТО:

предоставление национального режима (НР) и режима наибольшего благоприятствования (РНБ) иностранным инвесторам и, соответственно, применение на иностранных рынках к российским участникам Рынка принципов НР и РНБ;

применение тарифов как единственного или предпочтительного инструмента защиты на границе как применительно к иностранным инвесторам в России, так и к российским в других странах участниках ВТО,

транспарентность или прозрачность торгового режима (как российского, так и режимов других стран-участников ВТО)

Присоединение России к ВТО окажет позитивное влияние на российский Рынок, в

частности, следующим образом и на основе следующих положений:

  • беспошлинного ввоза на территорию Российской Федерации природных необработанных алмазов;
  • освобождения от НДС алмазного сырья при ввозе его на территорию России, а также при его вывозе;
  • уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на имущество гранильных и ювелирных предприятий, куда ранее включалась стоимость драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в переработке.

Одно из положений "Концепции ... " — "Решение Правительства РФ об установлении квот на экспорт природных необработанных алмазов должно приниматься не менее чем за месяц до начала очередного года" — даже "перевыполнено": указом Президента РФ от 30.11.2002г. № 1373 кроме обязательного выполнения рекомендации "Концепции ..." Правительству РФ разрешено устанавливать экспортные квоты на срок до 5 лет.

Из нереализованных положений «Концепции...» наиболее значимыми являются следующие:

  • «приоритетное развитие геолого-поисковых и геологоразведочных работ на алмазы с целью поддержания устойчивой минерально-сырьевой базы российского АБК»;
  • «создание рыночной инфраструктуры, соответствующей специфике данной сферы экономики»;
  • «...поставлять на мировой рынок значительные объемы ювелирных изделий с бриллиантами»;
  • «разработать и осуществить комплекс мер по предотвращению ин­тервенции на внутренний рынок страны контрабандных и незаконно произведенных ювелирных изделий».

По первым двум нереализованным положениям даются комментарии.

В связи с изложенным считаю, что Государственная Дума как законо­дательный орган власти России должна иметь «Концепцию дальнейшего развития алмазно-бриллиантового комплекса России на период до 2010 года в условиях членства РФ в ВТО».

Принятие указанной "Концепции..." станет базой для разработки законодательных и нормативно-правовых актов, способствующих интенсивному развитию АБК и скорейшему выполнению поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина об увеличении ВВП России.

1) Запрет на количественные ограничения. Статьи XIГАТТ Эта статья запрещает применение импортных и экспортных количественных ограничений (в первую очередь квотирования), за некоторыми исключениями. Так, экспортные квоты на металлы платиновой группы, установленные Указом Президента 742 будут, вероятно, противоречить статье XIГАТТ.

Хотя этот вопрос не имеет однозначной трактовки и, в определенной степени, подпадает под одно из исключений ГАТТ (неприменение ЫР к закупкам для государственных нужд), преимущественное право федерального и региональных фондов драгоценных металлов на приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней, также может противоречить упомянутой выше статье XIГАТТ.

2) Связывание импортных тарифов. Одним из обязательств при вступлении в ВТО является принятие так называемого Перечня уступок присоединяющейся страной, являющегося перечнем тарифов страны и неотъемлемой частью ГАТТ. Большая часть импортных тарифов будет являться связанными, то есть не подлежащими увеличению после присоединения к ВТО

Как упоминалось выше, участники Рынка смогут воспользоваться преимуществом вступления, как на внутреннем Рынке, так и при экспорте продукции на другие рынки. Связывание импортных тарифов, таким образом, позволит иметь четкую и предсказуемую картину внутреннего и внешнего Рынка.

3) Связывание экспортных тарифов. Одним из вероятных условий присоединения России к ВТО будет обязательство связать также свои экспортные тарифы.

В интересах участников Рынка будет принятие Россией обязательств о нулевой (или минимальной) ставке экспортных пошлин на драгоценные металлы и камни. В частности, целесообразно будет подтвердить отсутствие экспортных пошлин на аффинированное золото и отменить пошлину на серебро, а также металлы платиновой группы.

4) Таможенные сборы.Соглашения ВТО предусматривают, что таможенные сборы должны быть ограничены действительной стоимостью услуг, за которые они взимаются и запрещают допущения косвенной защиты национальных товаров либо выполнения функции налогообложения в фискальных целях

В соответствии с российским законодательством таможенные сборы за таможенное оформление составляют 0 15%, что явно противоречит указанному выше положению ВТО.

5) Возврат таможенных платежей. Соглашения ВТО устанавливают упрощенные процедуры возврата таможенных платежей. Как известно, ныне действующие российские процедуры и практика, являются серьезным препятствием возврату таможенных платежей ввиду их сложности и нежеланию таможенных органов осуществлять возврат.

6) Инвестиционные меры, связанные с торговлей. НР в области предоставления услуг. Соглашения ВТО запрещают такие меры, как обязательство использовать товары внутреннего производства и, если иное не будет оговорено при вступлении России, приоритет внутренних поставщиков услуг перед иностранными. Это может, в частности, оказать влияние на положения законодательства об СРП в отношении обязательного использования российских подрядчиков и субподрядчиков.

7) Процедуры импортного лицензирования. Соглашения ВТО устанавливают упрощенные процедуры импортного лицензирования.

8) Разрешение споров. Соглашения ВТО предусматривают наличие и функционирование органа ВТО по разрешению споров, который служит эффективным инструментом преодоления различных препятствий в торговле и нарушений странами участниками ВТО их соответствующих обязательств.

Следует отметить, что соглашения ВТО предусматривают различные исключения из вышеупомянутых принципов и правил. В качестве одного их таких исключений является положение статьи XXсоглашения ГАТТ, исключающее применение вышеупомянутых принципов к мерам связанным с импортом и экспортом золота и серебра. Здесь необходимо отметить, что это исключение не затрагивает торговли на внутреннем рынке, поэтому положения соглашений ВТО будут применимы в отношении торговли золотом и серебром на внутреннем Рынке.

Также следует отметить, что производство и оборот золота и серебра зачастую связан с импортом соответствующего оборудования, на что вышеупомянутое исключение не распространяется. Таким образом, участники Рынка смогут в полной мере воспользоваться преимуществами ВТО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы считаем, что вступление России в ВТО однозначно пойдет на пользу Российской горной промышленности.

Полезное