Владимир Збойков
12 декабря Мосгорсуд закрыл уголовное дело о контрабанде по статье 188 УК РФ главы ювелирного холдинга «Алтын» Антонины Бабосюк и ряда ее подчиненных. Заключенные были освобождены в зале суда. Расследование дела о контрабанде в «Алтыне» шло с января 2009 года, когда на российско-казахстанской границе был задержан экспедитор компании Титенков, пытавшийся провезти в Россию, минуя таможню, около 80 кг золотых украшений.
Решение суда связано с вступлением в силу президентских поправок о «декриминализации «товарной контрабанды» - 7 декабря 2011 г. Дмитрий Медведев подписал закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому закону, статья 188 УК РФ о контрабанде утратила силу.
История вопроса такова. В июне 2011 года пресс-служба Кремля рассказала о цели внесения в Госдуму поправок в УК РФ: в связи с созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС провести декриминализацию товарной контрабанды (т.е. незаконного перемещения товаров, не запрещенных к продаже).При этом в УК появляется статья об ответственности за незаконное перемещение через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза. Как отмечала пресс-служба, давно назрел вопрос о декриминализации товарной контрабанды, поскольку в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, не является преступлением. Правда, при этом замечалось, что «одновременно предлагается дополнить статью 194 УК РФ новыми частями, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой».
Что же это за статья 194? Приведем ее в том виде, в каком она действовала до вступления в силу президентских поправок:
Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
г) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает три миллиона рублей, а в особо крупном размере - тридцать шесть миллионов рублей.
Любопытно, что в деле «Алтына» состав преступления не переквалифицирован со статьи 188 УК РФ на статью 194 УК РФ. Хотя уклонение от уплаты таможенных платежей в данном случае вряд ли было бы так уж сложно доказывать… Возможно, просто сработал авторитет защищавшего фигурантов адвоката – Генриха Падвы.
Но для российского бизнеса гораздо важнее вовсе не то, виноваты в чем-то конкретные фигуранты из «Алтына», или не виноваты ни в чем. Важнее другое - государство на самом высоком уровне признало незаконное перемещения товаров (т.е. их импорт), не запрещенных к продаже, «делом житейским», обществу не опасным.
Странно. Странно то, что по идее перемещение товаров незаконно в том случае, если государство не соберет за эти товары предусмотренные отечественным законодательством таможенные платежи.
Получается, что:
Как-то сразу приходят на память залоговые аукционы прошлых лет, за участие в которых кое-кто сидит срок. Возможность «минимизации затрат», по желанию рассматриваемая как «уклонение от уплаты налогов»… Короче, двойная мораль, двойные подходы.
Вот-вот, такие «удобные», эти двойные подходы. Именно они пронизывают всю нормативно-правовую базу отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. Далеко ходить не надо: в том же президентском законе «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», декриминализировавшем «товарную контрабанду», подтверждена опасность для общества незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Подтверждена тем, сто статья 191 не только не утратила силу – напротив, ее легитимность в российском уголовном праве закреплена самим фактом внесения в нее поправки.
В новой редакции 191 статья УК РФ выглядит так:
Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
Что удивительно: при совершении преступлений по статье 191 нет потерпевших. В отличие от преступления по ликвидированной 188 статье. Когда есть контрабанда – страдает государство (недополучает предусмотренные законодательством доходы) и отечественные отраслевые производители (демпинг или иные неприемлемые конкурентные преимущества государств-импортеров). А кто страдает от того, что драгметаллы или драгкамни перевозятся без охраны? Или от того, что кто-то продал гражданину драгоценный камень (между прочим, с уплатой налогов государству)? Никто не страдает. Нет потерпевшей стороны. А уголовная статья - есть.
Статья 191 предусматривает не только нарушение правил осуществления сделок, но и правил транспортировки, хранения.Здесь нет ни преступления против собственности, ни возникновения у кого-либо материального ущерба. Нет имущественного вреда. Т.е. попросту нет реального преступления.
Юристы, готовящие законопроект в данной части, не учли, что предложения по 191 статье УК РФ лишь подтверждают не обоснованную ныне позицию, по которой «у оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, даже после снятия с них в 2003 году валютного статуса, должны быть отличные от оборота иных товаров «правила», нарушение которых должно строго преследоваться, в том числе по УК РФ».Продолжение следует