Содержание раздела

Ювелирная Технология

Законодательство >> Новости

Нормативные акты оборота ДМДК в Таможенном союзе: первый взгляд

В редакции журнала «Ювелирное обозрение» состоялся «круглый стол», на котором обсуждались перспективы вступления в силу нормативных актов Таможенного союза по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК). Инициатором обсуждения вопроса выступил координатор отраслевого направления общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Ф. Ф. Гумеров, побывавший в Казахстане, где он встречался с разработчиками пакета нормативных документов Таможенного союза по ДМДК с казахской стороны. Собственно, лишь благодаря этим усилиям российские отраслевые общественные организации и представители отраслевого бизнеса и получили возможность ознакомиться с проектами документов, которые вступят в силу уже с июля сего года.

Итак, что же представляет собой этот пакет нормативных актов?

1. Как дела с ДМДК в странах бывшего СССР?

Очень существенно, что пакет нормативных актов Таможенного союза содержит документы как общения с внешним миром, так и у себя, внутри Таможенного союза.

Дело в том, что в трех странах, образующих Таможенный союз, законодательство в сфере ДМДК значительно разнится. Еще более отраслевое законодательство разнится во всем объеме стран бывшего СССР. В таблице 1 сведены данные по юридическому отношению к обороту ДМДК в странах бывшего СССР.

Таблица 1


Нет точных данных о наличии или отсутствии отдельного закона по ДМДК в законодательстве Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, но это не существенно для общей картины.

Отраслевое законодательство стран бывшего СССР (за исключением Литвы, Латвии и Эстонии) во многом пока еще копирует отраслевое законодательство России. Однако не во всем. Сравнительный анализ основных отраслевых законодательных актов и их норм дает следующую картину:

1. Признание золота «валютной ценностью»: 3 страны (Армения, Казахстан, Узбекистан).

2. Наличие в национальном законодательстве отдельного закона о «ДМДК»: 4 страны (Армения - только о драгоценных металлах, Беларусь, Молдова, Россия, Украина).

3. Наличие в национальном законодательстве статьи уголовного кодекса о незаконном обороте ДМДК (в России – ст. 191 УК РФ): 5 стран (Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркмения).

4. Наличие в национальном законодательстве отдельной статьи уголовного кодекса о незаконной добыче ДМДК и обязательном аффинаже драгоценных металлов (в России – ст. 192 УК РФ): 5 стран (Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).

Нетрудно заметить, что «лидерами» по жесткости контроля за рынком ДМДК со стороны государства является Россия и Беларусь, а вот Казахстан, напротив, имеет отраслевую законодательную базу более адаптированную к цивилизованному рынку ДМДК, подобно законодательству США, Европы, стран Юго-Восточной Азии и пр.

О сути пакета документов. Он состоит из двух основных актов и массы приложений к ним. Основные акты следующие:

- «Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества  и вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы»;

- «Положение об особенностях оборота драгоценных металлов и драгоценных камней внутри таможенного союза».

2. Проект «Положения» о ввозе-вывозе ДМДК из Таможенного союза 

«Внешний» документ фактически представляет собой точную кальку с Указа Президента РФ № 742 от 21 июня 2001 года «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней». Но – с некоторыми дополнениями. Любопытно, что ряд дополнений входит в противоречие с действующей в России нормативно-правовой базой. Так, в новом «Положении» содержится следующий пункт:

«35. Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут ввозить в таможенный союз предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с таможенным законодательством».

Как его трактовать, абсолютно неясно. Дело в том, что если сам этот документ и считать «таможенным законодательством», то любой гражданин для личного потребления может смело ввезти в Таможенный союз, в том числе и в Россию, любой несортированный и несертифицированный драгоценный камень. Для личной минералогической коллекции, например, или для изготовления ювелирного изделия на заказ. Это совершенно нормально для Казахстана, как и для всех развитых стран мира, но, по мнению контролирующих структур, является нарушением «правил оборота» для России и Беларуси (до 6 лет тюрьмы, статья 191 УК РФ в России и статья 223 в Беларуси). Означает ли появление этой нормы ликвидацию этих статей УК в национальных законодательствах? Или, как и раньше, все будет оставлено на откуп решений «по понятиям» вместо решений «по закону»?

Кстати, право на вывоз не для коммерции физическими лицами драгоценных камней и металлов в Указе № 742 было прописано очень лукаво, с оговоркой «в числе иных вывозимых товаров, порядок вывоза которых регулируется законодательством Российской Федерации». А так как некое законодательство (кстати, неясно, какое) прописывало право физических лиц на обладание лишь сертифицированными драгоценными камнями, то, соответственно, только ими и ограничивалось право на вывоз драгоценных камней за пределы России. В новом же «Положении» подобной оговорки уже нет, только предел по стоимости в $25 тысяч. Означает ли это что-то?

«Положение» предусматривает, что «Таможенное оформление не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности драгоценных металлов и драгоценных камней, ввозимых в Таможенный союз и вывозимых из Таможенного союза физическими лицами, осуществляется без учета требований, установленных пунктом 30 настоящего Положения». Т.е. оно может производиться не на специальных таможенных постах, а в обычном порядке. Что при отсутствии экспортных пошлин на вывоз драгоценных камней с территории Таможенного союза совершенно нормально.

В целом же «Положение», а особенно его приложения, в значительной степени «заточены» под работу с алмазами и бриллиантами. Что, в общем-то, правильно, но оставляет вопрос: а не стоит ли ВСЕ нормативные документы Таможенного союза по обороту алмазов и бриллиантов выделить в самостоятельный пакет?

Представьте себе: если бы разрешение на строительство маленьких личных домиков за городом регламентировалось теми же самыми документами и осуществлялось бы по тем же правилам, что и выдача разрешений на строительство небоскребов в центре города, что бы было? Коллапс личного домостроения? Но разве не аналогичная ситуация будет присутствовать на рынке ДМДК Таможенного союза: у алмазов с бриллиантами рынок более чем на порядок больше, и к тому же Кимберлийские сертификаты? И под те же нормативные документы «загоняются» ручейки рынка самоцветов!

Из прочих важных новаций «внешнего» Положения Таможенного союза по ДМДК следует отметить возрождение недавно запрещенного в России толлинга, т.е. переработки сырья драгоценных металлов и драгоценных камней вне таможенной территории.

3. Проект «Положения» об обороте ДМДК внутри Таможенного союза

«Внутренний» документ оборота ДМДК в Таможенном союзе представляет собой выдержки из другого документа - российского ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Важно отметить, что этот закон носит характер чисто отсыльный. Т.е. для того, чтобы он работал, необходима генерация и утверждение огромной массы подзаконных актов, многие из которых так и не появились в России за 12 лет действия самого закона. Собственно, отсутствие прямого действия – не единственный минус российского ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

text-align:center;" data-ad-format="fluid" data-ad-layout="in-article" data-ad-client="ca-pub-8876236826908738" data-ad-slot="3023693098">
Главный минус – сам факт продолжения его существования, особенно в свете того, что еще в 2003 году все драгоценные металлы и драгоценные камни были законодательно выведены из перечня валютных ценностей Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Интересно, что сам закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в свое время был разработан во исполнение «валютных» норм другого закона - «О валютном регулировании и валютном контроле».

По случаю «смерти» валютного статуса драгоценных металлов и драгоценных камней, в России 24 августа 2004 года было издано Постановление Правительства РФ № 433 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Оно прекратило действие репрессивных для рынка ДМДК Постановлений Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 759 и № 215 от 10 марта 2000 года.

Однако прошло уже 6 лет, как эти два постановления официально отменены, но в судах они все еще ДЕЙСТВУЮТ! Вряд ли кто-то из зарубежных юристов способен понять такой «специфический» подход к национальному законодательству. Более того – теперь они берутся в основу «Положения» для Таможенного союза.

Абсурда в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предостаточно. Например, по этому закону юридические и физические лица могут быть собственниками драгоценных металлов и драгоценных камней, «правомерно приобретенных у субъектов добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней». Эта же норма положена в основу «Положения» Таможенного союза. И никому не пришли в голову простые вопросы:

- как же быть с дилерами, импортерами – у них что, нельзя законно приобретать драгоценные камни?

- как быть с банками – ведь они же продают драгоценные металлы, не будучи их добытчиками или производителями?

Во всем мире на минералогических ярмарках совершенно свободно продаются драгоценные камни, при этом юридические и физические лица могут их свободно покупать. В странах Таможенного союза физические лица теперь тоже смогут так же свободно владеть драгоценными камнями? Увы, нет. Пункт 4 Раздела VI «Положения» гласит: «На территории таможенного союза не допускается совершение сделок с драгоценными камнями, классификационные характеристики которых не определены».

И далее, Пункт 6 Раздела VI «Положения»: «Продажа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями несертифицированных ограненных природных драгоценных камней физическим лицам не допускается». Как упоминалось, обе упомянутые нормы – это рудименты отмененного еще в 2004 году Постановления Правительства РФ № 759.

При этом во внутреннем обороте ДМДК Таможенного союза документ закладывает явные проблемы. Тот же Пункт 6 Раздела VI «Положения» говорит о том, что «Сертификация ограненных природных драгоценных камней осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств-участников Таможенного союза». А Пункт 10 Раздела VI «Положения» гласит: «На территории Таможенного союза установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов».

Означает ли это, что сертификаты на драгоценные камни, выданные в одной из стран Таможенного союза, будет признаваться в других странах Таможенного союза? Что пробирное клеймо любой из стран Таможенного союза будет признаваться во всех других странах-союзниках? Или не будет признаваться?

Еще более непонятно выглядят последствия введения в действие Пункта 1 Раздела VII «Положения»: «Лица, допустившие нарушение порядка, установленного настоящим Положением, несут ответственность в соответствии с законодательством государства-участника Таможенного союза, на территории которого совершено нарушение». Иными словами, за что можно на 6 лет попасть в тюрьму в России (ст. 191 УК РФ) или Беларуси (ст. 223 УК РБ), то можно свободно делать в Казахстане.

Владимир Збойков для Rough&Polished

первая | назад | последняя

Полезное